Мифы о детских стрижках

Волосы издревле считались не только украшением человека, они таили в себе мощную магическую силу. Колдуны и шаманы по всему миру использовали их в своих ритуалах. Мы постараемся разобраться в истоках всяческих суеверий и мифов, связанных с детскими волосами, существовавших на Руси и доживших до наших дней.

 
Мифы начинают свою работу ещё до рождения малыша. «Не стригись! Это может повредить твоему ребёнку» - говорят будущей маме и она покорно соглашается с тем, что если она сострижёт свои непослушные, отросшие локоны и придаст причёске аккуратный вид, она тем самым укоротит жизнь своему малышу или заберёт у него силы. Суеверие чистой воды! Но работает уже несколько тысяч лет! И хотя даже в церковных канонах нет запрета на стрижку женщины, носящей ребёнка под сердцем, многие из них находятся в плену предрассудков.
 
А когда малыш появляется на свет, начинается самое интересное. Его реденькие волосики похожи на пушок, а на затылочке и вовсе скатываются и вытираются. К годику неровные прядки первых детских волос уже лезут в глазки, спутываются и требуют услуг парикмахера. Но у мамы в подсознании прочно сидит суеверие, что ребёнка непременно нужно постричь налысо и при этом именно в годик, не раньше и не позже. Она мотивирует это тем, что после этого у малыша будут расти густые и красивые волосы. 
 
Если мама хорошо учила в школе анатомию, то она просто рассмеется над глупыми поверьями и, либо сама приведёт детскую головку в порядок, либо найдёт хорошего детского мастера. Причём, независимо от того, исполнился малышу годик или нет. А если мама не знает, что волосяные фолликулы, где собственно и происходит рост волос, надежно скрыты в эпидермисе кожи головы и ни бритьё, ни стрижка наголо никоим образом не влияют на их структуру, то будет ее малыш в годик сверкать голым черепом.
 
Корни всех мифов, связанных с первыми детскими стрижками, следует искать в древних славянских обрядах пострижен, которые производились исключительно над младенцами мужского пола для признания его мужчиной. Дело в том, что язычники славяне волосы считали одним из символов матери и женского начала вообще. Мать ними как бы удерживает ребенка возле себя, привязывает и опутывает. Оторвать мальчика от женской энергии можно лишь, срезав младенческие пушковые волосы, выросшие еще в материнской утробе. Время такого пострига разнилось у разных племён, у кого в год, у кого ближе к трём годам. Проведя аналогии с нашим временем, мы понимаем, что сегодняшние мамы, впервые подстригающие своего ребенка, конечно же, не вкладывают такой глубинный сакральный смысл, хотя именно в это время малыш первый раз отрывается от мамы и отправляется в ясли или детский сад.
У древних славян была традиция крестообразного выстрижения в семь лет, когда мальчиков забирали в так называемые "лесные ватаги". Существовал обряд пострижения четырнадцатилетних подростков, как символ вступления во взрослую жизнь. Это тоже была исключительно мужская инициация, на которую женщин не допускали. Сохранились такие обычаи и сегодня, но конечно, в заметно трансформированном виде и лишь у незначительной части населения. 
 
А вот на Рязанщине полагали, что если мальчика не постричь, то он станет колдуном, а у восточных славян считалось, что длинные волосы забирают мужскую силу у юноши. Для расчесывания и мытья волос тоже были свои определенные дни.
 
Девочкам, в отличие от мальчиков, волосы отращивали, и чем длиннее они были, тем лучше. Их длинные косы символизировали красоту и женское начало и, состригая волосы девочки, можно было, по поверью, укоротить ее ум. Девочки и девушки на Руси заплетали одну косу, а замужние женщины - две. Распущенные волосы ассоциировались с грехом и распутством, а также были признаком персонажей женской нечистой силы — русалок, ведьм и мавок. Так что современное бесчисленное множество вариантов плетения косичек и спрос у девчонок на длинные волосы – это не просто дань моде, а старинная традиция оберега и продолжения женского начала в девушках. 
 
Интересно, что традиции художественного выстрига, характерные для многих других народов, не получили развития в традициях славян. Причудливые узоры, выстриженные на голове, особые пряди и прически, символизировали принадлежность к определённому воинскому клану, доблесть и покровительство тех или иных духов. Эту моду мы заимствовали от наших западных соседей совсем недавно, и она нашла свое воплощение в фигурных выстригах у мальчишек.
 
Огромная территория расселения славянских племён породила большое количество вариантов обрядового пострига. Со временем, из язычества обряды пострига перекочевали в христианство и адаптировались под его запросы. Отголоски этих пострижен сохранились в традициях крестообразного выстрига при крещении в знак повиновения Богу. У восточных славян во время обряда крестин волосики малыша закатывали в воск и опускали в купель. Если комочек закружится — «к житью», утонет — «не к житью». Выстригать первые волосы должен был крёстный, и происходило это как раз на годовщину крестин, что по времени совпадало с первым днём Рождения малыша. С течением времени этот ритуал видоизменился, и остался лишь обычай стричь ребенка по достижению им годовалого возраста. 
 
Советский период в истории нашей страны характеризуется полным запретом на все христианские традиции и обряды, поэтому за время безбожия и выстриг при крещении, и языческий обряд трансформировались в просто символичную первую стрижку малыша, а также обросли множеством поверий и предрассудков. Для многих мам это не просто стрижка, а новая ступенька в развитии ее ребёнка. Поэтому, пытаясь сохранить свои впечатления, они бережно собирают всё, что связано с их малышом – бирочки из роддома, первую игрушку, первые срезанные волосики. Страх за жизнь и здоровье своего чада заставляет маму беречь от чужих глаз такие реликвии. А её подсознание, поднимая со своих глубин память о древних языческих таинствах, вынуждает следовать всяким суевериям и мифам.
 
Таким, например, как символическое сжигание на совершеннолетие первых младенческих локонов, означающих окончательное прощание с детством и вступлением в жизнь взрослую. Или же, стрижка только в определённый день недели и запрет на посещение парикмахерской в дни великих церковных празднеств. Все они тоже родом из языческих представлений о магической силе волос человека. Верование в то, что срезанные волосы имеют силу и их обязательно надо предать земле, породило обряд закапывания состриженных волос. А следование приметам заставляет сжигать срезанные волосы и следить за тем как они горят. Если это яркое пламя, то это к счастливой долгой жизни, а если дымят – верный признак болезни. Хотя многие химики в два счёта докажут, что состав волос у разных людей непостоянен и зависит от многих факторов, а следовательно и гореть они будут по-разному. Поэтому не стоит слепо доверять и следовать всем суевериям.
 
Замечено, что образованные и культурные родители реже поддаются всяческим предрассудкам и знают, что для стрижки отросших детских прядок существует детская парикмахерская. А люди, подверженные влиянию мифов, чаще просто издеваются над годовалыми малышами, обривая их наголо.
 
Будьте благоразумны, красивы и счастливы, а Ваши волосы и волосы Ваших детей пусть будут здоровыми и густыми!